Музыкальный Айболит. Редкая профессия.

Мне всегда обидно за сотни обычных людей, которых встречаешь в течение жизни. С одними бок о бок работаешь, с другими здороваешься на лестничной площадке, с третьими перезваниваешься по телефону по принципу : «Привет! Пока!»

Об одном из таких обычных людей я и хочу рассказать. Профессия у него, правда, необычная, я бы даже сказал редкая. Станислав Степанович Чуясов — мастер по настройке и ремонту музыкальных инструментов- роялей, пианино, баянов, аккордеонов.

Вам, наверное, не раз приходилось читать объявления : «Подарю пианино», « Продам недорого». За каждым из них, как правило, грустная история: дети учились в музыкальной школе, выросли, к инструменту не подходят. Причин, по которым дети, с энтузиазмом начав заниматься музыкой, быстро или постепенно к ней охладевают, много. Одна из них- расстроенный инструмент, игра на котором не доставляет удовольствия , портит слух, а порою даже надолго отбивает любовь к музыке. Нет слов, «лучше быть здоровым и богатым», то есть хорошо бы начинать занятия музыкой на хорошем и хорошо настроенном инструменте. Однако хороший, качественный ( а это как правило, импортные- немецкие и чешские) инструмент, скажем прямо, доступен немногим. Инструменты эти дорогие, а выпускают их все меньше и меньше.

А вот хорошо настроить обычный инструмент, периодически поддерживая его в нужной форме с помощью квалифицированного настройщика, — это вполне доступная и необходимая «терапия», без которой ваше пианино может остаться музыкальным инвалидом. Станислав Чуясов как раз один из тех «Музыкальных Айболитов», которые способны вдохнуть жизнь в ваш захворавший инструмент. Много лет он работает в Детской музыкальной школе №2. Знают и ценят его практически все профессиональные музыканты и педагоги нашего города.

Уникальной и штучной, совершенно необходимой в музыкальном мире профессии настройщика не обучают ни в одном учебном заведении у нас в стране. Чтобы стать настройщиком, нужно иметь музыкальное образование, обладать хорошим музыкальным слухом. Однако слух настройщика и слух музыканта- совсем не одно и то же. Станислав Степанович чуть ли не целую лекцию мне прочел на эту тему. Я, музыкант по профессии, кажется, кое что понял, но вводить читателя в тонкости важнейшей составляющей этой профессии не рискнул бы. Этот специфический слух, так же как и техническое мастерство, вырабатывается только практически. А для того чтобы стать профессионалом, необходимо, как считает Станислав Степанович, не менее 20 лет практики.

В профессию настройщика приходят либо самоучки, либо потомственные мастера. Станислав Степанович- продолжатель дела потомственных мастеров. Дед Станислава делал балалайки. Отец пошел дальше- помимо балалаек он делал ( мастера говорят строил) гармони и очень сложные в конструктивном плане баяны.

Родился Станислав в 1943 году в г.Сталинске (ныне Кемерово), куда семья Чуясовых была эвакуирована из Белоруссии. Глава семьи Степан Иванович был директором училища фабрично-заводского обучения (ФЗО). В том же году после победы советских войск под Сталинградом училище было передислоцировано в этот город. Так как в семье Чуясовых было семеро детей , Степану Ивановичу пришлось сменить должность директора на должность электрика. В те времена заработок директора был выше директорского.

Бог знает какой ценой Степану Чуясову удалось оборудовать в подвале дома музыкальную мастерскую со множеством всяких приспособлений и инструментов. Станислав крутился рядом- подай, принеси. С детства ему полюбился запах дерева, свежих стружек. Немного подрос и стал настоящим подмастерьем: отец доверял ему уже более сложные операции, вплоть до изготовления отдельных деталей и частей инструментов.

Несмотря на трудности послевоенного времени, Станислав закончил музыкальную школу по классу баяна. Благодаря отличному слуху и чувству ритма на срочную службу в Советскую армию его направили в Германию в качестве радиста. В армии Станислав был, что называется, первым парнем-активный, деятельный, неизменный участник самодеятельности.

Когда отслужил, долго думать о будущем не пришлось. Волгоградское хоровое общество разместило объявление о наборе кандидатов на место ученика мастера по ремонту и настройке музыкальных инструментов. Из множества претендентов выбрали одного Станислава. Возможно в этом не малую роль сыграла профессиональная репутация отца, да и сам он к тому времени многое умел, получив хорошую отцовскую выучку.. В учениках Станислав ходил не долго и вскоре стал работать самостоятельно. Талантливого мастера заметили в Волжском пригласили в наш город на постоянную работу. В 1971 году Станислав Чуясов стал настройщиком в ДМШ №1.

Мы уже упоминали о профессиональных качествах, которыми должен владеть каждый настройщик. Кроме перечисленных настройщик должен разбираться в особенностях древесины и металла. Это помогает ему в исправлении дефектов в «поведении» инструмента. Хороший мастер должен успеть кроме акустической настройки осуществлять регулировку клавишного и педального механизмов. Это очень важная и ответственная работа, от которой зависит удобство, легкость и приятность игры. Возможности по- настоящему музыкальной игры- это возможности играть очень тихо, пианиссимо. При этом даже при идеальной настройке малейшее отклонение какой-либо детали может привести к существенному ухудшению свойств инструмента.

-Назовите плюсы и минусы вашей столь редкой, но важной профессии,- прошу я Станислава Степановича.

-Самый большой для меня плюс- разделить радость и удовлетворение хорошего музыканта от исполнения на качественном инструменте. А минус- то, что сейчас многие дети учатся на старых инструментах, требующих капитального ремонта. Новых инструментов в нашей стране производится очень мало, но их высокая стоимость, увы не соответствует качеству. Сейчас конкуренцию классическим музыкальным инструментам составляют их электронные аналоги. Тем не менее абсолютное большинство музыкантов уверенно, что никакая электронника не в состоянии заменить воссоздать живое, теплое, натуральное звучание классического инструмента.

Знаю я Станислава Степановича давно именно как мастера- настройщика, а познакомился ближе совсем недавно- на рыбалке, где смог оценить по достоинству его человеческие качества- обязательность, ответственность, надежность.. Он немногословен, но любит и ценит хорошую шутку. Выбирая место для рыбалки, обращает внимание, насколько красиво вокруг. Я уже сталкивался с таким эстетическим подходом к рыбалке, но тогда моим напарником был художник. Настройщик тоже творческая профессия, да и любовь к музыке делает человека более чутким к красоте. Но дело не в этом, не в профессии, не в любви к искусству, а в самом человеке, сознающим себя частицей такого огромного и такого маленького, затерянного во вселенной мира, где, «чтоб не сорваться, нам надо обняться». Нам – это землянам, к которым можно и нужно

причислить не только людей, но и пойменные дубы, заросли камыша, ивы, стадо бредущих мимо коров, задумчивую цаплю на берегу.

В наше время пользовался популярностью афоризм: «Хороший человек не профессия». В чем- то он справедлив, а в чем- то и уязвим. Как правило, хороший человек стыдится быть плохим работником и справедливо гордится, когда достигает в своей профессии доступных ему высот. Думаю, Станислав Степанович Чуясов — это как раз тот самый случай: человек на своем месте.

Николай Писаревский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.