Лекция по раннему музыкальному развитию

Самое простое — слушание музыки. Я думаю, что все, кто бывает в Интернете, читали методику Соловьева на эту тему. Она является одной из лучших методик. Хотя все, что там написано, рассчитано на детей старшего возраста (дошкольного и школьного), для маленьких детей можно делать все то же самое. Основной принцип: давать слушать ребенку как можно больше разнообразной музыки в минимальном объеме: две, три минуты один отрывок. Музыку подбирать надо так, чтобы друг за другом следовали отрывки очень непохожие друг на друга ни по стилю, ни по жанру, ни по характеру, ни по темпу. Это делается для того, чтобы сохранить интерес ребенка.

Это, пожалуй, самое прогрессивное дело. Нужно ли детей знакомить с авторами и говорить названия направлений? В год, пожалуй, не стоит углубляться в детальное изучение направлений. Можно, конечно, сказать, что это классическая музыка, это фольклор, это джаз. Можно даже назвать композитора и если есть его портрет, показать. Но именно, когда музыка звучит или до нее, или после нее. Абстрактно показывать портреты композиторов отвлеченно от музыки не стоит.
Поэтому, можно сочетать такие занятия с показом портретов композиторов. Если есть любимая музыка, можно портрет любимого композитора повесит на стену и говорить: «Мы с тобой слушаем произведение «В пещере горного короля», ее написал Эдвард Григ. Вот его портрет. Он жил тогда- то, в такой-то стране». Рассказать сказку о нем. Заучивать наизусть факты из жизни Эдварда Грига в год, полтора — это абсурд. Итак, ребенок слушает музыку: классическую, фольклорную, духовую, джазовую, понемножечку.

Кроме того, для развития слуха ребенка он должен слышать разные звуки естественного и неестественного происхождения. Должен учиться определять на слух, что это и кто это. Очень хорошо купить кассеты: «Малыш в деревне», «Малыш в лесу». Такие кассеты есть в серии: «Happy baby». В этих кассетах сначала идет музыка, потом в перерывах — коровы, лошади, индюки. Очень оригинально. Дети не слушают музыку, они ее пропускают, с нетерпением ждут, когда она кончится, и слушают звуки, издаваемые животными и птицами. Для детей это очень интересно. Можно играть в игры с закрытыми глазами: определять, кому или чему принадлежит данный звук. Но для того, чтобы играть в эту игру, ребенок должен знать, какой звук издает то или иное животное, птица, насекомое, как звучат неодушевленные предметы. Например, вы слышите, что на улице гудит машина, вы говорите малышу: «Слышишь, на улице машина гудит». Точно так же как мы называем ребенку различные предметы, мы называем ему различные звуки. Катерина сидела на кухне и говорит: «Грузовик приехал». Я говорю: «Откуда ты знаешь?». «Ты что, не слышишь?» спрашивает она. Т.е. был рев и грохот, когда грузовик подъезжал, а потом он прекратился. Значит, грузовик подъехал. Т.о. Катерина сделала выводы из услышанных звуков.

Хорошо играть в лесу, во дворе пытаться определять, кому или чему принадлежит тот или иной звук. Дети не будут знать ничего, не будут определять на слух, если мы не будем называть звуки. Любой звук ребенок будет определять следующим образом: «Ага, это я уже где-то слышал. Это машина загудела».

Ребенок обязательно должен слышать, как поет мама. Если ребенок будет видеть, что мама поет, что это доставляет ей радость, то он тоже начнет петь. Если мама не будет петь, а ребенок будет слушать только записи, он может подумать, что музыка может идти только из этого ящика, и по-другому это не бывает. Именно поэтому надо ребенку петь самим, водить ребенка на разные праздники, где поют, танцуют, на улице, в концертном зале. Но ненадолго, минут на пять — десять, если есть такая возможность. Особенно хороши в этом плане праздники «день города», когда много музыки, танцев, различных выступлений. Можно сначала в одном месте послушать, потом в другом.

Очень хорошо, если в семье поют: мама, папа, бабушка, дедушка. Ребенок будет смотреть, а потом сам запоет. Если все молчат, как рыбы, и поет только радио, то ребенку будет очень трудно понять, что и самому можно петь.

Какие инструменты можно давать ребенку? Самые простые инструменты, доступные ребенку до года — колокольчики, бубенчики, треугольники, трещотки, маракасы, банки с горохом, ксилофон, металлофон, ложки и т.д. Т.е. все, по чему стучать, а так же пианино, электросинтезатор, свистки и свирель, в которые можно дуть. По поводу электросинтезатора. Тюленев в своих книгах пишет, что пианино устарело как звуковоспроизводящий инструмент и синтезатор лучше. Я не хочу с ним спорить, может он и прав. Но мне кажется, что если есть возможность, то лучше купить пианино. Нет, тогда и синтезатор подойдет. У нас была маленькая дребезжалочка под названием «Соловушка», но она «строила» — то есть воспроизводила звуки правильной высоты — на ней можно было что-то сыграть. И это было хорошо, лучше, чем ничего.
Есть инструменты, на которых ребенок может сам играть, без контроля взрослых, а есть сложные, которые только с мамой: скрипка, дорогие флейты и т.д. Но это проблематично. У нас ребенок все хочет сам, поэтому заранее нужно знать, если вы ребенку предоставляете возможность играть на каком-то инструменте, то его трудно будет потом обуздать.

Извлекать звуки из любого инструмента с ребенком до года, после года, в два, три, необходимо, естественно, называя их. А еще лучше, напевать их. Нажимаете «До», говорите: «До», и поете: «До». Не надо лукавить и говорить: «До — это домик, Ре — это речка, Си — синичка». Это только запутает ребенка. Это как азбука: А — аист, Б — баран, В — ведро. Это не нужно. Ребенок понимает, что эту нотку зовут «До» и ничего другого ему не надо. Самый удобный и самый простой механизм для ознакомления со звуками, это несомненно пианино. Потому что у него большой диапазон извлечения звука, простота в обращении, относительная безопасность для инструмента со стороны ребенка. Значит, мы в первую очередь звуки называем.

Второе очень важное условие — отметить каждую ноту своим цветом, т.е. наклеить на каждую клавишу кружочек или квадратик своего цвета. Самым простым и удобным вариантом являются цвета радуги. В природе все гармонично: семь нот, семь цветов радуги. «До» — красный, «Ре» — оранжевый, «Ми» — желтый, «Фа» — зеленый, «Соль» — голубой, «Ля» — синий, «Си» — фиолетовый. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Надо придерживаться этого принципа цветов и нот всюду в нотной записи, на других инструментах. Клеить надо следующим образом: вы берете и прямо на клавиатуру пианино наклеиваете эти самые кружочки, квадратики. Потом берете широкий скотч и приклеиваете его сверху. Берете острый резак для бумаги и разрезаете между клавишами. В принципе, можно обклеить каждую клавишу, чуть-чуть ее приподняв, но краешки скотча будут потом задевать друг об друга и мешать. Сразу предупреждаю, что через полгода, через восемь — десять месяцев скотч начнет отклеиваться, придется все отдирать и делать заново. Как только начнут задираться концы, надо все менять, иначе дети сами все оторвут. Итак, наклеили цвета. Прямо над ними надписать. Т.е. вот изображение клавиатуры:

Прямо вниз кружочек (прямоугольник, квадратик или кляксу). Именно сюда — на цветное пятнышко — ребенок будет нажимать. Скажет: «Я нажимаю на красную нотку, на До» и прямо на красный кружочек и нажимает. Когда я впервые рассказывала об этом на одной из первых лекций мне сказали: «Это как у Железнова». Я в то время еще не знала его методики. Потом я посмотрела Железновские книжки. У него рекомендуется наклеивать бумажки на клавиатуру подальше от края, потому что так будет правильнее нажимать, чтобы ребенок сразу привык нажимать правильно, но это очень сложно. Поэтому мы учим нажимать подальше от края. Во-вторых, у него совершенно другая система изображения звуков на бумаге, нежели, чем мы делаем.

И еще: над тем местом, где на клавиатуре у нас написано «до», наверху можно поставить точки — одна, одна, одна (на каждой клавише первой октавы). Во второй — две, на клавиши малой октавы — буковки «м». Я, например, запомнила, что это малая октава только тогда, когда сама написала на клавиатуре. А в детстве вечно забывала какая она — большая или малая. Когда написала все на клавиатуре: Малая (м), средняя (с), большая (б), контроктава (к) и субконтроктава (Ск).
Следующий этап: взять три листа формата А3, положить один за другим в ряд. Нарисовать нотные линейки. В начале нарисовать большой скрипичный ключ и ноты: от Соль малой октавы до Соль второй октавы. Каждая нота написана своим цветом или нарисована, или наклеена из той же бумаги, которая на клавиатуре. Над нотами линии — объединяющие октавы и подписи — названия октав (смотри рисунок).

Следующее: под каждой нотой зеленым фломастером пишется: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. В слове «соль» можно выделить ударность склада. Возле каждой ноты стоит точка. Написано «до» — стоит одна точка. Значит это До первой октавы. Во второй октаве будет две точки, т.е. кодирование знака. Вот нотный стан. Вот написано «до» — шрифт соблюдается как в кубиках. И здесь одна точечка. Дальше «ре» — первая октава, одна точечка. Около нот второй октавы ставим две точечки. Около нот малой октавы ставим буковку «м» — малая октава.

На рисунке у нас получается две октавы. Самая нижняя нота в скрипичном ключе Соль малой октавы, самая верхняя — Соль второй октавы. Этого хватит. В первое время можно наклеить кружочки ( квадратики, ромбики, кляксы ) только на клавиши, соответствующие этим нотам. Проще всего это сделать из самоклеющейся бумаги. Вот этот вот плакат — нотный стан, если у вас есть пианино, наклеиваете над клавиатурой так, чтобы, когда крышка была открыта, она доставала до нижнего края листа.
И вот мы повесили наш плакат.

Как показать ребенку взаимосвязь между тем, что нарисовано и тем, что мы играем? Показываем прямо на нотном стане: «Смотри, красненькая нота, вот она «до». Давай найдем ее здесь, такую же красненькую».

Мы показываем ребенку ноту и говорим: «Давай найдем такую нотку на клавиатуре» и нажимаете нотку. «Вот мы сыграли нотку До. Смотри, здесь написано и здесь такая же». Выбираем другую нотку. Сыграли песенку на одной нотке, просто понажимали ритмично что-нибудь, напели: до — до — до. Можно какие-нибудь слова петь. Этот процесс можно очень быстро проскочить, буквально за день или два.

Что же делать дальше?

Потом можно нарисовать карточки-песенки.

На небольшом листике картона нарисуйте нотный стан, скрипичный ключ и одну нотку (не забывайте о цветах) — под ней — слово с одной гласной — то есть слова вашей песенки: ДОМ, КОТ, СТОЛ, ЛЕС, ПЕНЬ, НОС и так далее. Одно слово, а сзади лучше всего наклеить — картинку: дом, кот, мышь и так далее. Когда есть картинка — ребенку интересно.

«Давай играть песенки!» — скажете вы ребенку. Ведь просто играть ноты — это хорошо, но долго не может так продолжаться. Нот всего семь и это может быстро надоесть. Поэтому — нужны песенки с картинками (можно посмотреть картинки).

Будем нажимать и держать, и петь: «Лес» Песенки на одну ноту будут у нас половинками.

За один раз, за один присест можно сыграть две — три песенки. Сыграли песенку «рот», сыграли песенку «нос». В основном поете вы, конечно, сами. Мама играет песенку, мама показывает ребенку, где она: «Вот она, вот нарисовано, вот видишь оранжевая нотка, ее называют Ре. Мы ее нажимаем и поем песенку «ДОМ»- вот картинка…».
Не надо говорить: «Вот теперь ты покажи или ты спой…». Это общая ошибка. По кубикам ли Зайцева, по Никитинским ли играм сразу все начинают результат ожидать. Ребенку нужно много-много раз показать, повторить, чтобы ему тоже захотелось это сделать. Вот когда он будет у вас из рук вырывать и кричать: «Я буду сам», тогда считайте, что ваша роль выполнена успешно. Если вы каждый раз будете приставать: «Ну, пожалуйста, ну сыграй эту песенку». Считайте все, пиши пропало, ничего не будет. Так же со всеми остальными играми.

У нас песенки на одну нотку. Сыграли одну нотку, посмотрели картинку. Спрашиваете у ребенка: «Какую тебе песенку еще сыграть?» или показываете лицевой стороной, может он слово заодно прочитает или показываете ему картинку и спрашиваете, чтобы он назвал или показал как угодно. Т.е. это игра надолго. Поскольку нот всего семь, то разнообразие звуков небольшое, если сидеть только в первой октаве. Когда это все уже надоело, мы берем песенки на две ноты, которые мы подготовили заранее.

Песенки на две ноты записываются так же, как на одну. Рисуем нотный стан, пишем слова, выделяем склады, наклеиваем сзади картинку. Ударный склад будет под нотой половинкой. Он будет длиннее, соответственно. А неударный будет четвертной нотой. «Ма-ма» поем, «па-па» поем, «Ка-тя», «Ми-ша», «Ли-за», «до-мик», «кук-ла», «ча-сы», «дож-дик», «птич-ка», «солн-це» поем.

Мама показывает ребенку картинку и говорит: «Это часы. Сейчас мы споем песенку «часы»». Торжественно ставит карточку на пюпитр и играет. Одну, две, три, но максимум пять за один раз. Потом спрашивает: «Хочешь еще одну?».

Если ребенок очень хочет сам сыграть, ему нужно дать песенку, где нотки расположены рядышком. Потому что сориентироваться: синенькую, голубенькую — они две рядом стоят, легко. Но сориентироваться вот «кукла» на фиолетовой Си, а потом оранжевая Ре. Они очень далеко друг от друга. Он начнет теряться, бегать глазами по клавиатуре. Поэтому, если ребенок захотел, вы ему даете самые простые и любимые слова. Т.е. это будут как минимум секунды или терции, т.е. самые простые — расстояние между нотами одна — две ноты. Таких — простых карточек — у вас может быть много — и вверх и вниз.

Опять же первый этап вы играете, ребенок смотрит. Потом, когда он сам попросит, он сам пытается играть, вы ему помогаете. Если у него получается, значит получается. Какое-то время должно конечно пройти. Это все не сразу «не с бухты-барахты». Ребенок может полгода идти к тому, чтобы сыграть и спеть песенку из двух нот. Если вы начинаете в год, то в полтора он у вас сыграет эту песенку. Если вы начинаете в полтора года, то соответственно через три — четыре месяца он сможет сам сыграть. Заодно он сам ее прочитает и сам определит картинку.

Когда у вас произошло уже серьезное знакомство с нотами, когда ребенок их любит и понимает, вам пригодятся ноты, которыми ребенок сможет писать. Он сможет записывать ноты и сочинять музыку, записывая песенки. Естественно, что записывать рукой на нотном стане, какого бы размера не был нотный стан и какого бы размера не были ноты, он не сможет ни за что. Ни в полтора, ни в два года. Но записать музыку вот такими готовыми нотами (из фанеры) он сможет уже и в полтора года. Запросто. А уж в два, два с половиной тем более.

Что это за ноты? Это музыкальный конструктор, который выпускает петербургская фирма «ОКСВА». В комплект входят не раскрашенные ноты и все необходимые музыкальные знаки. Лучше закрашивать ноты не черным цветом, а разноцветными фломастерами. Сначала вам понадобятся четвертинки и половинки — нужно закрасить сам овал, а палочку можно оставить не закрашенной. Четвертинки закрашены целиком, у половинок обведен контур. Тут так же есть целые ноты — без палочек «штилей», но они не сразу вам понадобятся, их тоже надо только по контуру обвести, а середину оставить.

Что с ними делать?
На первом этапе, нотка игрушечная кладется прямо на нарисованную нотку (на карточке-песенке). «Давай возьмем такую нотку и положим на такую же. Вот она песенка «Лес». «А какая нотка нужна для этой песенки?» — подбираете только по цвету и кладете на рисунок.

«А теперь давай напишем такую же песенку!» Вы берете карточку с пустым нотным станом. Малыш должен списать, не выбрать, не выдумать, не по памяти, не по звуку записать, а вот у него лежит такая же — надо изобразить.

Потом уже, когда вы навострились нотки класть, вы можете их называть, когда кладете. Не просто пишем песенку «Лес», обращаем внимания на то, это нота Соль, она у нас будет на второй линеечке. Записали, Теперь споем: «Лес», а саму нотку и листочек с нотным станом кладете слева или справа от ребенка прямо на клавиатуру.
Следующий шаг: «Давай придумаем песенку про мяч». Нажимаем любую ноту и поем: «Мяч». Зелёная нота. Находим зелёную ноту, кладём — записываем. «Зелёная — у нас будет «Мяч». Давай посмотрим, на какой она будет линеечке? Она у нас на между первой и второй линейкой». Придумать песню и записать ее нотами ребенок может в полтора-два года свободно. Что для него такая песня? Одна нота, на нее что-то спеть он может, хотя говорить еще не может. Он может быть еще ни петь, ни говорить не умеет, но вы с ним договоритесь как-нибудь. Вы будете петь, сами сыграете, подберёте картинку, а он только ноту на линейку положит и то с вашей помощью: вы с ним вместе выясните, какого она цвета, на какую полосочку надо ее положить.

Итак, мы научились записывать нотами песенки на одну ноту. Одновременно с тем, что мы записываем, мы играем и поём песенки на две ноты. Когда малыш уже легко может класть одну ноту на нужное место, начинаем записывать песенки на две ноты. Тут уже сложнее, обратите внимание. Тут две ноты, они разной длительности. Хочу сразу вам сказать, когда вы предлагаете ребенку записать ноту, вы ему даете именно ту ноту, которая нужна. Это сочетать с заданием: найти где-то там, выискивать ни в коем случае нельзя. Вот есть песенка «мама» — синяя половинка (половинная нота) и голубая закрашенная. Нужно только правильно положить их сверху рисунка.
Песенка «папа», допустим, зеленая и оранжевая ноты.

Проходим все этапы записи заново.

Сначала на карточке-песенке. Потом на пустом листе записываем, то есть переписываем песню. Потом мы уже переходим к такому сложнейшему делу, как записать нотами песню из двух нот, придуманную вами и ребенком. Это уже гораздо сложнее, чем из одной ноты, потому что из двух нот одна длиннее, а другая короче. Вы должны на слух воспринять вместе с ребенком, какая будет длиннее, какая короче. Вы выбираете слово. Играете две нотки на песенку: «домик», До — Ми, например. Говорите: «Здесь будет красненькая, а здесь — оранжевая. Давай найдем, какая из них будет дольше: до — мик. Сначала красненькая, значит она будет дольше — кладем не закрашенную нотку, а оранжевая — короче — кладем закрашенную». Можем заодно называть длительности — половинная, четвертная.

Мы создаем алгоритм записи и проговариваем вслух. В музыкальной школе это показывают, не проговаривая алгоритм вслух, а потом требуют, чтобы ребенок сделал сам. Он должен сам этот алгоритм в голове сложить, что я должен проговорить слово, я должен понять, как из них дальше. Вы постепенно идете к тому, чтобы ребенок через какое-то время смог сам что-то сочининить, сам проанализировать и сам записать. Естественно, что все это долго-долго будет продолжаться. Нельзя сочетать школьный принцип с ранним обучением, т.е. ждать пока ребенок что-то четко усвоит прежде, чем двигаться дальше. Нужно постепенно, постепенно давать новые и новые знания, к старым возвращаться, закреплять какие-то навыки, но новые должны прибавляться постоянно. Потому что, если мы будем ждать, пока он закрепит один навык, мы будем ждать полгода. Мы дальше не двинемся. Нам это надоест раньше, чем ребенок это закрепит. Это как с чтением. Пишем новые и новые слова и все. Постепенно ребенок захочет написать и прочитать сам.

Постепенно переходим на карточки с песенками на три нотки — трехсложные слова. Пароход, самолет, стрекоза, Винни-Пух, человек, заинька, корова, рябина, лисица, молодец, теремок, воробей, дерево, мышонок, петушок — да мало ли еще трехсложных слов, значение которых понятно вашему малышу.

Ноты могут идти три подряд идти и вверх, и вниз, и вразнобой. Опять же желательно делать в начале такие карточки, на которых ноты будут расположены рядом друг с другом, чтобы ребенку было просто их самому играть. Чем меньше скачков, тем проще. Опять вы подписываете слова, ставите скрипичный ключ.

Мама показывает ребенку картинку и говорит: «Это часы. Сейчас мы споем песенку «часы»». Торжественно ставит карточку на пюпитр и играет. Одну, две, три, но максимум пять за один раз. Потом спрашивает: «Хочешь еще одну?».

Если ребенок очень хочет сам сыграть, ему нужно дать песенку, где нотки расположены рядышком. Потому что сориентироваться: синенькую, голубенькую — они две рядом стоят, легко. Но сориентироваться вот «кукла» на фиолетовой Си, а потом оранжевая Ре. Они очень далеко друг от друга. Он начнет теряться, бегать глазами по клавиатуре. Поэтому, если ребенок захотел, вы ему даете самые простые и любимые слова. Т.е. это будут как минимум секунды или терции, т.е. самые простые — расстояние между нотами одна — две ноты. Таких — простых карточек — у вас может быть много — и вверх и вниз.

Опять же первый этап вы играете, ребенок смотрит. Потом, когда он сам попросит, он сам пытается играть, вы ему помогаете. Если у него получается, значит получается. Какое-то время должно конечно пройти. Это все не сразу «не с бухты-барахты». Ребенок может полгода идти к тому, чтобы сыграть и спеть песенку из двух нот. Если вы начинаете в год, то в полтора он у вас сыграет эту песенку. Если вы начинаете в полтора года, то соответственно через три — четыре месяца он сможет сам сыграть. Заодно он сам ее прочитает и сам определит картинку.

Когда у вас произошло уже серьезное знакомство с нотами, когда ребенок их любит и понимает, вам пригодятся ноты, которыми ребенок сможет писать. Он сможет записывать ноты и сочинять музыку, записывая песенки. Естественно, что записывать рукой на нотном стане, какого бы размера не был нотный стан и какого бы размера не были ноты, он не сможет ни за что. Ни в полтора, ни в два года. Но записать музыку вот такими готовыми нотами (из фанеры) он сможет уже и в полтора года. Запросто. А уж в два, два с половиной тем более.

Что это за ноты? Это музыкальный конструктор, который выпускает петербургская фирма «ОКСВА». В комплект входят не раскрашенные ноты и все необходимые музыкальные знаки. Лучше закрашивать ноты не черным цветом, а разноцветными фломастерами. Сначала вам понадобятся четвертинки и половинки — нужно закрасить сам овал, а палочку можно оставить не закрашенной. Четвертинки закрашены целиком, у половинок обведен контур. Тут так же есть целые ноты — без палочек «штилей», но они не сразу вам понадобятся, их тоже надо только по контуру обвести, а середину оставить.

Что с ними делать?
На первом этапе, нотка игрушечная кладется прямо на нарисованную нотку (на карточке-песенке). «Давай возьмем такую нотку и положим на такую же. Вот она песенка «Лес». «А какая нотка нужна для этой песенки?» — подбираете только по цвету и кладете на рисунок.

«А теперь давай напишем такую же песенку!» Вы берете карточку с пустым нотным станом. Малыш должен списать, не выбрать, не выдумать, не по памяти, не по звуку записать, а вот у него лежит такая же — надо изобразить.

Потом уже, когда вы навострились нотки класть, вы можете их называть, когда кладете. Не просто пишем песенку «Лес», обращаем внимания на то, это нота Соль, она у нас будет на второй линеечке. Записали, Теперь споем: «Лес», а саму нотку и листочек с нотным станом кладете слева или справа от ребенка прямо на клавиатуру.
Следующий шаг: «Давай придумаем песенку про мяч». Нажимаем любую ноту и поем: «Мяч». Зелёная нота. Находим зелёную ноту, кладём — записываем. «Зелёная — у нас будет «Мяч». Давай посмотрим, на какой она будет линеечке? Она у нас на между первой и второй линейкой». Придумать песню и записать ее нотами ребенок может в полтора-два года свободно. Что для него такая песня? Одна нота, на нее что-то спеть он может, хотя говорить еще не может. Он может быть еще ни петь, ни говорить не умеет, но вы с ним договоритесь как-нибудь. Вы будете петь, сами сыграете, подберёте картинку, а он только ноту на линейку положит и то с вашей помощью: вы с ним вместе выясните, какого она цвета, на какую полосочку надо ее положить.

Итак, мы научились записывать нотами песенки на одну ноту. Одновременно с тем, что мы записываем, мы играем и поём песенки на две ноты. Когда малыш уже легко может класть одну ноту на нужное место, начинаем записывать песенки на две ноты. Тут уже сложнее, обратите внимание. Тут две ноты, они разной длительности. Хочу сразу вам сказать, когда вы предлагаете ребенку записать ноту, вы ему даете именно ту ноту, которая нужна. Это сочетать с заданием: найти где-то там, выискивать ни в коем случае нельзя. Вот есть песенка «мама» — синяя половинка (половинная нота) и голубая закрашенная. Нужно только правильно положить их сверху рисунка.
Песенка «папа», допустим, зеленая и оранжевая ноты.

Проходим все этапы записи заново.

Сначала на карточке-песенке. Потом на пустом листе записываем, то есть переписываем песню. Потом мы уже переходим к такому сложнейшему делу, как записать нотами песню из двух нот, придуманную вами и ребенком. Это уже гораздо сложнее, чем из одной ноты, потому что из двух нот одна длиннее, а другая короче. Вы должны на слух воспринять вместе с ребенком, какая будет длиннее, какая короче. Вы выбираете слово. Играете две нотки на песенку: «домик», До — Ми, например. Говорите: «Здесь будет красненькая, а здесь — оранжевая. Давай найдем, какая из них будет дольше: до — мик. Сначала красненькая, значит она будет дольше — кладем не закрашенную нотку, а оранжевая — короче — кладем закрашенную». Можем заодно называть длительности — половинная, четвертная.

Мы создаем алгоритм записи и проговариваем вслух. В музыкальной школе это показывают, не проговаривая алгоритм вслух, а потом требуют, чтобы ребенок сделал сам. Он должен сам этот алгоритм в голове сложить, что я должен проговорить слово, я должен понять, как из них дальше. Вы постепенно идете к тому, чтобы ребенок через какое-то время смог сам что-то сочининить, сам проанализировать и сам записать. Естественно, что все это долго-долго будет продолжаться. Нельзя сочетать школьный принцип с ранним обучением, т.е. ждать пока ребенок что-то четко усвоит прежде, чем двигаться дальше. Нужно постепенно, постепенно давать новые и новые знания, к старым возвращаться, закреплять какие-то навыки, но новые должны прибавляться постоянно. Потому что, если мы будем ждать, пока он закрепит один навык, мы будем ждать полгода. Мы дальше не двинемся. Нам это надоест раньше, чем ребенок это закрепит. Это как с чтением. Пишем новые и новые слова и все. Постепенно ребенок захочет написать и прочитать сам.

Постепенно переходим на карточки с песенками на три нотки — трехсложные слова. Пароход, самолет, стрекоза, Винни-Пух, человек, заинька, корова, рябина, лисица, молодец, теремок, воробей, дерево, мышонок, петушок — да мало ли еще трехсложных слов, значение которых понятно вашему малышу.

Ноты могут идти три подряд идти и вверх, и вниз, и вразнобой. Опять же желательно делать в начале такие карточки, на которых ноты будут расположены рядом друг с другом, чтобы ребенку было просто их самому играть. Чем меньше скачков, тем проще. Опять вы подписываете слова, ставите скрипичный ключ.

Записанные ноты вы играете с ребенком. Проходите все те же этапы. Играете с ребенком, постепенно переключаетесь на то, что вы записываете. Можно пополам с ребенком: он пишет одну нотку, вы другую, он третью. Или он две, вы — одну. Или он выбирает, какая сначала будет и дает вам.

Песенки мы поём, играем вместе, записываем, переписываем, но уже придти к тому, чтобы записывать песни на слух, чтобы их сочинять из трех нот, это сложно. Поэтому мы должны очень хорошо закрепить сочинительство из двух нот, когда надо определять их в одном слове из двух складов, ударный склад там на слух: «мама» — что длиннее, первая или вторая нотка? Если на это обратить внимание ребенка, там, где склад написан чёрным цветом — ударный, то здесь будет пустая нота — половинка. Там, где не черным, то там будут закрашенные — четвертные.

Дальше мы очень плавно переходим к тому, что начинаем серьезнее обращать внимание на длительность нот. Т.е., когда мы выбрались на три ноты, уже мы не можем отвернуться от того, чтобы объяснить это подробно. Тут трудно сказать, сколько лет в этот момент может быть вашему ребенку. Если ему будет за три года, ему можно объяснить сразу с дробями. Берёте дроби Никитина: целую дробь, половинки, четвертинки и восьмушки. Это с первого и второго листа, всего четыре круга выбираете. Сравниваете, что больше, что меньше, сколько половинок помещается в целую, сколько четвертинок помещается в половинку. Если ребенку меньше трех лет и вы столкнулись с необходимостью знакомства с длительностями, то идем другим путем. Самое простое, что можно сделать, это нарисовать домик для нот. Это два обычных листа, а сверху треугольную «крышу». На верхнем «этаже» — только одна нота — целая, под ней — две половинки, Еще ниже — четыре четверти — еще ниже восемь восьмушек. Всё это подписано, этажи разделены чёрточками.

Здесь каждый прямоугольник на каждую ноту. Вот этот вот на целую. Он занимает столько же места, сколько и прямоугольник. Можно сравнить, что эта равна вот этим двум или вот этим четырем. Можно это с дробями, с кружочками делать, можно и так и так.

Все это наклеивается на стену. Хорошо и надолго. Желательно все обклеить пленкой — для надежности.

Если сделать два совершенно одинаковых «домика» и один из них разрезать — можно играть: составить две восьмушки, положить их на четвертушки или четвертушки и две восьмушки положить на половинку, или разных кусочков составит целое в любом порядке. Т.е. это такая игра, похожая на лото.
Вот такой вот можно домик придумать. Можно придумать песенки про эти нотки половинки, четвертинки, восьмушки. На самом деле можно даже не придумывать. Существует масса учебников по сольфеджио для маленьких детей. Там всякие песенки: «Бегемоты шагают» или «Киски прыгают». Можно воспользоваться готовым материалом.

После того, как мы начали знакомство с этими нотами, мы берем в нашем конструкторе несколько целых нот, их там, по-моему, семь. Мы можем сделать все целые от «До» до «До» — нарисуем на каждой ободочек. У нас будут целые, половинки у нас уже есть, у нас есть четвертинки. Нам осталось сделать сделать только восьмушки. Восьмушек там то же очень много.

Соответственно, познакомились мы, как это называется, чему что равно. Но я еще раз говорю, что это очень длительный процесс. Нельзя сказать, что это раз и все готово и ребенок сразу все усвоит. С этим нужно долго-долго играть, долго-долго раскладывать и перекладывать. Почему в «домике» все ноты черные? Потому что безотносительно цвета любая вот эта нотка пустая без палочки будет называться целой, любого цвета. И любая нотка пустая, но с палочкой будет называться половинная нота. И счет вот это вот будет три — и, четыре — и, раз — и, два — и.

После такого знакомства с длительностями, мы наши песенки опять с одной ноты берем и анализируем: «Пустая нота, это у нас будет половинка. Половинку Ре положили, сыграем». То есть, уже конкретно обращаем внимание, что это. Объяснить это «на пальцах», «на слух» — сложновато. Но когда ребенок имеет в руках вот такие игровые ноты, таблички, когда он этим всем играет, совсем другое.

Тут мы приходим к понятию «такт». В одном такте может поместиться половинка: «Давай попробуем, какая она будет?» Ставим половинку, потом тактовую черту (есть в комплекте конструктора — ее надо закрасить черным цветом). Половинку положили. В следующем тоже половинка. Кладем и торжественно играем. «Это у нас размер две четверти». Ищем знак «2/4″(тоже есть в наборе), ставим при ключе. «А почему там две четверти, когда там одна половинка?», скажет чадо. Потому что половинка состоит из двух четвертых — посмотри в «домике»! Ребенок и сам может сказать, или вы его к этому подтолкнете, что в этом такте можно положить и две четвертых, и четверть, и две восьмушки, и четыре восьмых — если посмотрит на домик или поиграет в лото (см.выше).

Вы начинаете эти две четвертых обыгрывать, сочиняете песенки. Даете задания: «Найди, пожалуйста, песенку, где будет две четвертых».

Потом переходите к размеру три четверти. Все карточки-песенки на две нотки, которые мы рисовали — это и есть три четверти в такте. И так далее. Возьмите учебники по сольфеджио, особенно для дошкольников — там много простых песенок — их можно играть, переписывать своими нотами. Когда ребенок чуть подрастет и вы уже устанете каждый раз писать песенки фанерными нотками, нарисуйте большой нотный стан на альбомном листе и положите его в папку-файл: здесь вы можете рисовать большие и хорошие ноты фломастерами, а после занятия удалять их влажной губкой.

Теперь мы можем начать знакомиться с интервалами. Объясните малышу, что расстояние между двумя стоящими рядом нотами будет называться секунда (начинаем с больших секунд). Вы говорите: «Давай будем рисовать секунды». Расстояние от одной секунды до другой секунды это тоже секунда, когда две эти ноты вместе звучат — это тоже секунда. «Найди и сыграй секунду «. «Угадай, секунда это или нет? »

Добавили понятие терция — расстояние через одну ноту. Угадывайте на слух: «Я нажму тебе секунду или терцию?». Вот так звучит любая секунда в любом месте. Терции красиво звучат, а секунды режут слух. Дети очень хорошо определяют. Музыка для того и есть, чтобы звуками передать какой-то образ.

Ищете среди своих карточек-песенок все секунды и терции, переписываете их, играете на инструменте, составляете свои.

Источник: http://www.examen.ru/db/Examine/catdoc_id/DF61468BFA6D7D0DC3256B49003C6358/rootid/9327995FB7A6D40FC3256A02002CE0D5/defac

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *